Музей С.С. Прокофьева
Конец сороковых годов, Москва, Проезд Художественного Театра.
Центр столицы.
Последние годы эпохи и последние годы жизни Гения русской музыки – Сергея Прокофьева.
Образный строй музея сложен, как сложен и противоречив мир того времени, как многогранно и сложно искусство великого композитора, как драматична его жизнь в эти годы. Смена эпох, смена эстетических направлений, открытия нового и возвращение к истокам, к традициям – путь Художника. Его вершины и поражения, рождение великих творений, ставших олицетворением двадцатого века – тема музея.
Музейное пространство открывается яркой, радостной, авангардной композицией в стиле «Романтического конструктивизма», охватывающей три этажа лестничного пролета. Тема – «Прокофьев – Москва». Фотопортреты композитора в работе, снятые в динамике, в репортажном стиле, автографы, документальная серия видов Москвы – они создают ощущение времени, а графика росписи стен прочерчивает его стремительный ритм.
В интерьерах второго этажа интригу и напряжение создают контрасты двух эпох, двух стилей – неоклассицизм концертно-выставочного зала и конструктивизм артистической гостиной. Зал, где звучит музыка С.С. Прокофьева, выполнен в доминирующем в сороковые годы стиле, близком к мироощущению той эпохи, с ее торжественной, несколько академичной эстетикой. Сложные каскадные потолки с центральной люстрой и подсветами, колоннада стен, теплая, золотистая гамма – характерная палитра дизайна того периода. Зал артистической гостиной – холодный, рафинированный мир западной эстетики тридцатых. Фото сцен знаменитых спектаклей на музыку Прокофьева в декорациях Якулова и Ларионова, портреты и шаржи работы Матисса и Анненкова, единомышленников композитора, взрывают пространство феерией творческой фантазии.
Экспозиция третьего этажа – творческий мир художника. Мир гениальных прозрений, открытий, создания шедевров, и удушающий мир Стального Века. Контраст – ключ к пониманию пространства, его художественного образа. Открывают экспозицию разделы, посвященные творчеству Прокофьева в первые годы после возвращения в СССР – совместные работы с Мейерхольдом, Таировым, Эйзенштейном. Яркие, смелые, экспериментальные, с выразительными раскадровками, коллажами, создающими характерный для эпохи тридцатых ритм, тональность.
Контрастом ко всей первой части экспозиции, выступает раздел, посвященный окружению композитора, миру его друзей, его семьи. Мы видим фрагмент библиотеки С.С. Прокофьева с семейными фотографиями, предметами обстановки, автографами, письмами. Образ библиотеки – стиль того времени, где предметы интерьера, массивные, плотные, создают ощущение перелома, наступления Стального Времени. В этом времени гибель друзей, аресты, потеря семьи.
Важная тема музея – рождение нового искусства кино и Композитор. Инсталляция предметов кинопроизводства с кинокамерой, софитом, планшетом создает образ киностудии. Рождение великих кинофильмов в соавторстве с Прокофьевым посетитель видит в фотомонтажах и рисунках С. Эйзенштейна с оживающими кадрами знаменитых лент. Здесь в экспозицию вмонтирован экран – новое искусство разрывает пространство, где музыка, сливаясь с изображением, создает новый пласт музея, аудиовизуальный.
Тема классических постановок - эскизы декораций, автографы, фото спектаклей, театральные костюмы. Эта часть экспозиции насыщена цветом , декоративна, выразительна. Театральность экспозиционных приемов продиктована самим характером материала.
В контрасте к ней решены темы войны и репрессий. Небольшие по объему, трагичные, материалы скомпонованы в выразительные, почти плакатные, образы.
Совершенно особым экспонатом является мемориальный кабинет композитора, где воссоздана подлинная обстановка последних лет жизни Прокофьева, где звучит запись голоса композитора, создавая эффект живого общения.
Завершает экспозицию раздел, где последние произведения великого мастера смонтированы с видами любимой им русской природы, семейными фотографиями, как бы возвращающие утраченный мир.
Важнейший элемент образного решения экспозиции - установленный в центре пространства рояль композитора. Почти невидимый во время экскурсии, он «оживает» под лучами софитов и начинает звучать гениальная музыка.
Весь образный строй экспозиции, динамичный, коллажный, контрастный, соткан из сложных противоречий той эпохи, того уникального явления – рождения Нового Искусства.